ru

Санкции или диалог: главный вопрос отношений Запад-Турция

С приобретением Турцией зенитно-ракетных комплексов российского производства С-400 «Триумф» в глобальной геополитике возникла определенная геополитическая волна.

Как сообщает Aznews.tv со ссылкой на Newtimes.az, конгресс США призывает к политическим и экономическим санкциям против Анкары. Пентагон говорит об исключении Турции из программы по производству F-35. Понятно, что безопасность Турции совершенно не интересует Запад либо ее безопасность здесь представляют только в рамках собственных интересов. А это приводит к неопределенности в целом. Турция, конечно, не может изменить свою позицию. Запад же должен пересмотреть свою позицию и пойти на диалог с Анкарой как равноправным партнером. Но этой тенденции не видно. Поэтому можно ожидать, что американо-турецкие отношения еще какое-то время будут полны рискованных моментов. И стоит поразмышлять о том, какие процессы будут происходить в мире на этом фоне. В этом контексте интерес представляют и турецко-российские отношения. Все это обусловливает необходимость концентрации внимания на геополитическом аспекте проблемы.

Столкновение интересов: как С-400 повлияли на глобальную геополитику?

Закупка Турцией С-400 вызвала настоящее потрясение на Западе. Серьезному испытанию подвергаются в основном американо-турецкие отношения. По содержанию заявлений сторон ясно, что ситуация постепенно усложняется. Обе стороны сейчас говорят в тоне угрозы. Прежде всего жесткую позицию в отношении Турции занял Вашингтон. В частности, Конгресс заговорил на повышенных тонах.

Эксперты были удивлены тем, что члены Конгресса призвали серьезно наказать Анкару, поскольку конгрессмены вели себя так, будто у Турции нет своих интересов, а Анкара обязана вести себя только в соответствии с интересами Запада. Заявления турецкой стороны в связи с противовоздушной обороной были в некотором смысле проигнорированы. Другими словами, группа самодовольных конгрессменов демонстрирует диктующую позицию типа «Турция должна!».

Позиция Президента Дональда Трампа же еще более интересна. После переговоров с Реджепом Тайипом Эрдоганом на саммите Группы G-20 в Осаке Президент США признал, что администрация Барака Обамы допустила ошибку. В то время естественные требования Турции остались без ответа. Поэтому необходимо подойти к закупке Турцией С-400 с пониманием. Журналисты задали вопрос по введению санкций против Турции. В ответ на это Д.Трамп сказал: «это пока не предполагается».

Однако после этого конгрессмены продемонстрировали совершенно иную позицию. В Пентагоне тоже заявили, что прекратят продажу Турции американских истребителей F-35 пятого поколения, а Анкару могут исключить из программы производства F-35. Это привело к появлению двоевластия в военно-политическом руководстве США. Президент США не считает нужным применять санкции, а Конгресс и Пентагон занимают противоположную позицию. Согласно информации, распространенной газетой «The Wall Street Journal», между Президентом и конгрессменами уже возникли серьезные разногласия. Д.Трамп старается провести обсуждения с конгрессменами и уговорить их передумать, но пока тщетно.

Основная претензия американской стороны заключается в том, что С-400 не могут адаптироваться к системе НАТО. Здесь считают, что, если турецкая армия будет интегрирована в эту систему, россияне овладеют секретами самолетов F-35. Поэтому активация этих систем в Турции нежелательна. Но здесь есть явное противоречие.

Анкара должна защищать свое воздушное пространство. На данном этапе это необходимо любому независимому государству. В течение нескольких лет Анкара обращалась к Америке за приобретением систем «Patriot». Однако в самый критический для Турции момент ее союзники отказались выполнить ее обращение. Зато Москва сделала интересное предложение, и Анкара была вынуждена подписать соглашение с Россией.

Все это выявляет интересную в геополитическом аспекте особенность, которая заставляет задуматься. Понимание сотрудничества у союзников Турции по НАТО и Европейскому Союзу имеет конкретные контуры. Они потому вовлекают Турцию в эти политические и военные структуры, чтобы держать ее под постоянным контролем, в частности, не позволять Турции самостоятельно обороняться в военном плане. При анализе статистических данных видим, что во всех стратегических сферах Турция оказалась «с голыми руками». Сейчас ситуация в мире резко меняется, и Турция как великая держава должна иметь независимую систему самообороны. С этой точки зрения С-400 имеют для Анкары жизненно важное значение.

Следовательно, ситуация с С-400, по сути, выявила значительный геополитический факт. НАТО и Евросоюз не считают Турцию близкой к себе в полном смысле этого слова! То, что они предусматривают для христианских европейских государств, не намерены делать в отношении мусульманской Турции. Налицо интересный факт: нужно ли Турции искать геополитические альтернативы?

Право на самооборону: выбор Анкары и возможности для диалога

Конечно, мы не намерены положительно или отрицательно отвечать на этот вопрос, потому что на современном этапе в мире происходят довольно сложные процессы. Для нас очевидно то, что западные союзники Анкары заставляют ее задуматься об альтернативах. Они по-прежнему смотрят на Турцию сквозь призму того, что произошло много веков назад.

На этом фоне турецко-российское сближение представляется абсолютно логичным и в некотором смысле необходимым. В то же время Турция совместно с Францией и Италией создает собственную систему противовоздушной обороны. По мнению экспертов, эта система будет готова к 2021 году. Следовательно, речь идет не только о приобретении Турцией оружия у России – это лишь фрагмент системной политики, причем технологически интересный фрагмент.

Дело в том, что все знают, что Турция создает свою собственную систему. Поэтому всякое крупное государство, имеющее сильную военную систему, должно стремиться принять участие в этом процессе, потому что в этом случае они будут иметь конкретную информацию о потенциале вооружения Турции. В этой связи шансы контроля над ней тоже возрастут. Тем не менее, Турция строит свою собственную независимую систему. Он извлекает выгоду из возможностей других стран, но в конечном итоге создает свою собственную систему. Некоторое время Китай использовал этот метод. Однако в Пекине больше «присвоили» его, а Турция действует прозрачно. Вот почему серьезно кто-либо помешать ей не может.

При рассмотрении американо-турецких отношений сквозь этих реалий становится ясно, что Д.Трамп пытается занять более эффективную позицию. Политическое давление и экономические санкции не остановят Турцию, но отдалят Анкару от Вашингтона. Более того, Турция может принять ответные меры. В этой связи министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция может пересмотреть вопрос об Инджирлике.

Это – холодный душ для НАТО, потому что Инджирлик – ворота НАТО на Ближний Восток. Правда, англичане склонны использовать Кипр. Однако Турция – крупное государство с серьезным авторитетом. И смешно сравнивать Кипр с ней. С другой стороны, Турция – страна, которая без колебаний идет на соперничество со всеми западными странами на Кипре. Это означает, что тысячи таких, как Кипр, не идут ни в какое сравнение с Турцией. И это на Западе, конечно же понимают, поэтому с интересом ожидают решения Вашингтона.

Отметим, что ЕС уже решил ввести санкции против Турции в отношении разведочного бурения в восточной части Средиземного моря. Ряд небольших стран также выступили с заявлением протеста против Турции. Но Анкара не воспринимает все это всерьез. Несомненно, санкционная политика ЕС вызовет эффект бумеранга. Причем в самом ЕС протестуют против санкций США в иранском вопросе, но в вопросе Турции поступают так же эмоционально, как в Вашингтоне. А это в целом означает начало кризисного этапа в политике Запада в целом.

Если санкционная война Запада и Турции усилится, в глобальной геополитике сложится новый ландшафт. Санкционная война фактически спровоцирует новую сложную ситуацию. Одной из ее ключевых черт может быть дальнейший рост глобальной неопределенности. В большом геополитическом пространстве могут возрасти риски. Возможно, что Турция предпримет более радикальные шаги, например, начнет новую военную операцию на севере Сирии. Объявление об этом сделал М.Чавушоглу. Тем временем специальный представитель США по Сирии Джеймс Джеффри посетил Анкару, где обсудил будущее Турции и Сирии, обеспокоенность Анкары в связи с безопасностью и особенности политического урегулирования сирийского вопроса.

Таким образом, санкционная война США и Турции никому не принесет пользы. Вместо этого она создаст новые проблемы в глобальной геополитике. Принятие Анкарой серьезных военных решений в одиночку повлияет и на ситуацию в НАТО. Внутри организации возникнут трещины и новые риски. Наивно было бы думать, что Европа выиграет от этого. Другими словами, Запад должен конкретизировать свою позицию. Санкционная война отдаляет Турцию от Запада. А что получает Европа взамен? Это – пища для размышлений. Турция же обречена поступать подобным образом, поскольку речь идет о ее государственности и безопасности!

Aznews.tv

Related Articles

Bir cavab yazın

Back to top button